Дети БогородицыВоскресная школа при храме Рождества Богородицы — что это: дань моде или потребность души? А ведь почти ничего за последние годы не изменилось. Шпаны на улицах, правда, стало чуть меньше. Этих ребят успешно отлавливают, отца с матерью тянут на воспитательную плаху, где ждут угрозы лишения родительских прав и лагерной перспективы отпрыска. Дело о трудных В цивилизованных странах тоже есть некие структуры, занимающиеся проблемами детей. А у нас — комиссии по делам несовершеннолетних! Как в прокуратуре — именно по ДЕЛАМ! И никак иначе. Бросил мяч не в ту сторону, попал в витрину — дело! Что происходит? Почему государственная система образования перестала быть духовным наставником юных поколений? Почему бросила ребят на произвол беспорядочной действительности? На протяжении многих лет население города Урая держится на одном уровне. Никакие обещания властей насчет льгот и прочих поблажек пока не служат стимулом к пополнению генофонда. Зато скромный отдел народного образования, где прежде трудились три-четыре специалиста, вырос в УПРАВЛЕНИЕ. Там большие кабинеты, много компьютеров и служащих. Ответы их на вопросы о проблемах детей и путях их решения напоминают штампованные цитаты из отчетных докладов товарища Брежнева. Мне подумалось, что, пребывая в своих кулуарах и чего-то там воодушевленно отбивая по клавиатуре, эти чиновники наконец поймут, что их место не в кабинетах, а в школе, среди ребят. Вы числитесь методистами, инспекторами и еще какими-то важными фигурами — так идите и преподайте методику воспитания учителям в школе. Но ведь в конторе тише и уютнее. Сегодня стало нормой поведения плакаться в жилетку: ах, зарплата маленькая, ах, наш труд не ценят. Действительно, у всех в России, кто не ворует, зарплата маленькая. Если не считать взятки и поборы, к числу малоимущих можно отнести медиков и педагогов. Им просто красть нечего. Это ведь не Минобороны. Власть обещает не сегодня — завтра едва ли не озолотить тех и других повышением ставок. Конечно, жалованье должно вырасти, только не за профессию, а за качество и эффективность работы. О качестве можно судить по провальным результатам последнего ЕГЭ, об эффективности — по росту числа заключенных в детских исправительных колониях. На этом мрачноватом фоне кажется фантастическим появление в Урае негосударственного частного учреждения дополнительного образования детей, созданного при храме Рождества Пресвятой Богородицы под названием "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Духовное просвещение". Что-то я не припомню ни одной из газет Тюменской области и тем более ХМАО, хотя бы словом обмолвившейся о существовании чего-либо подобного в других городах региона. Причину можно объяснить типичным возгласом чиновников: дескать, какая там еще воскресная школа в наше-то время, да еще и негосударственная?! Вы что там, все с ума сошли, что ли?! Примерно так. Душа поёт! Я, что называется, не воцерковленный человек, но и не атеист. В храм иной раз заглядываю и, кстати сказать, частенько вижу там не только простых смертных, застывших перед иконой Пресвятой Богородицы, но и чиновников, которые о воскресных школах и вообще о церкви в своих служебных кабинетах даже слушать не хотят. А тут они даже молятся украдкой, озираясь по сторонам. Я в храм хожу отдыхать душой и телом. Еще для того, чтобы послушать, как поет детский церковный хор — те самые ребята из воскресной школы. Конечно, это не музыкальная армада покойного господина Пятницкого — это дети, причем с массой ограничений физических возможностей. Да и дело-то ведь совсем не в вокальном мастерстве, а в открывшейся вдруг необыкновенной душевности ребятишек, заставляющей тебя почувствовать мир совсем по-иному, проникнув в его трепетную сущность. Руководит этим коллективом замечательный педагог Светлана Юрцун. Она же основатель и директор воскресной школы, которая и называется-то необычно — "Духовное просвещение". Об истории таких школ можно говорить бесконечно долго. Надо лишь сказать, что их эталон на Руси сформировался еще в начале прошлого века. Кстати, моя мама незадолго до октябрьского переворота закончила четыре класса церковно-приходской школы, где получила настолько объемное и высококачественное образование, что с ним, наверное, вряд ли может сравниться выпускник самого престижного ныне вуза. В момент моего знакомства с этой школой состоялся уже третий выпуск воспитанников — десять девушек и двое юношей. А сегодня по выходным это уникальное образовательное учреждение посещает свыше ста учеников. Богословские предметы им предстоит изучать пять лет. Кроме того, ребятам преподаются прикладные дисциплины: вокал, духовное песнопение, рукоделие и еще многие другие предметы, необходимые для общего развития ребенка. А еще все делается для того, чтобы дети могли нести людям добро, обогащать собственную душу нравственными ценностями самой высокой пробы. Окончание воскресной школы отнюдь не означает, что ее выпускники должны стать священнослужителями. Каждый из них имеет право выбрать свой жизненный путь. Я видел, как отец Иоанн вручал лучшим учащимся грамоты. Это было трогательно до слез. Я плакал один раз, когда хоронил свою маму, а тут плакали все — родители, родственники, простые прихожане… И я. Детей привели в воскресную школу в отчаянии, а они воскресли. Румянец на щеках и огонь надежды в глазах. Да что я говорю, это надо видеть. Не инвалид — особый ребёнок Постепенно мы начинаем утверждаться во мнении, что дети с ограниченными физическими возможностями — это особый социальный феномен, требующий к себе нестандартного отношения. Удивительно, но впервые за всю историю России это обстоятельство было принято во внимание в 1995 году, когда в стране принимали Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Его главной целью служила не только материальная помощь инвалиду, но и обеспечение его равными с другими возможностями в реализации гражданских, экономических и прочих прав, предусмотренных Конституцией РФ. Предусматривая развитие церковно-государственных отношений, такую же задачу определила программа сотрудничества департамента труда и соцзащиты ХМАО — Югры с приходами округа, принятая в ноябре 2009 года. В рамках ее реализации тогда был разработан совместный план мероприятий с участием храма Рождества Пресвятой Богородицы, расположенного в Урае. Это очень важно, ведь православная церковь рассматривает инвалидность не как наказание Божие, данное одному человеку и его семье, а как напоминание обществу о том, что требуется особая забота об этом человеке. "Блажен милующий нищего и убогого! В день лютый избавит его Господь, — говорит Священное Писание, — милующий нищего взаймы дает Богу, по даянию же воздается ему…" Путь к милосердию Сказано не только красиво, но и правильно. А реальная жизнь весьма прозаична. Создание воскресной школы началось с устройства материально-технической базы, решения массы организационных вопросов по проведению совместных с управлением соцзащиты творческих конкурсов и культурных мероприятий. Сейчас центр "Духовное просвещение" тесно взаимодействует с двумя группами уязвимых категорий граждан. Действуют группа детей с ограниченными физическими возможностями "Импульс" и группа слабослышащих детей. Консультации, лектории, встречи со священнослужителями, занятия в мастер-классах — это лишь часть образовательной, духовной и художественно-эстетической деятельности школы. Контакт со здоровыми людьми дает ребятам-инвалидам возможность почувствовать себя членами единой духовной семьи, где нет разделения на своих и чужих. И еще одна, на мой взгляд, очень важная деталь. В рамках воскресной школы при храме создана группа женщин-волонтеров для помощи детям-инвалидам и ребятам, оставшимся без родственников, а в выходные дни — без поддержки социальных работников. Добросердечные тетушки посещают детей на дому, приносят продукты, оказывают всяческую помощь. Казалось бы, все это типично. А Светлана Юрцун считает иначе. "Нельзя признать общество полноценным, если оно живет только по законам эволюции, — говорит она. — И даже если общество понимает и признает, что нужно заботиться об этих людях, это еще не все. Мы не должны считать, что это просто некое одолжение инвалидам — когда какой-то излишек своих благ отдает людям, зависящим от нас. Определяющим сознание должен быть вопрос: что же люди с ограниченными возможностями могут дать обществу? Понятно, что их нелегко трудоустроить, что затраты на приобретение оборудования для специальных рабочих мест довольно велики и далеко не всегда окупаются. Но эти люди могут приносить пользу, если общество будет относиться к ним не просто терпимо, а занимать активную позицию милосердия, будет настроено на осознанную благотворительность. Изменив себя, такое общество станет милосердным в целом. Я убеждена в том, что люди, вставшие на путь помощи ближним, в первую очередь нравственно возрождают себя". Я — тоже. В рамках воскресной школы при храме создана группа женщин-волонтёров для помощи детям-инвалидам и ребятам, оставшимся без родственников. Кирилл Привалов, по материалам
Парламентская газета Тюменские известия Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
01:26 24.04.14
|