Депутат предложил поставить США "в зависимость от России", закупая у них больше самолетов и отправляя туда больше титана

России необходимо скорректировать государственную политику в сфере закупок зарубежной авиатехники: повысить долю приобретения судов у корпорации Boeing и наладить поставки материалов для авиастроения американской компании. Это позволит обезопасить российскую отрасль от ужесточения санкций, считает первый вице-президент Союза машиностроителей, первый зампред комитета ГД по промышленности Владимир Гутенев. Свои предложения он изложил в письме председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, передает корреспондент .

Парламентарий напомнил, что в условиях сложной ситуации, когда со стороны Запада на Россию осуществляется политическое и экономическое давление, особую важность приобретает исполнение решений президента Российской Федерации, прежде всего, по реализации курса на импортозамещение: "В этом, учитывая масштабы и протяженность российской территории, возрастающую мобильность населения, роль в экономическом и региональном развитии страны, особое место занимает развитие гражданской авиации".

|Фото: boeingmedia.com

По словам депутата, зависимость от внешнего рынка у гражданской авиации продолжает оставаться значительной. В том числе, благодаря пониженным ввозным таможенным пошлинам на ряд иностранных самолетов, планка даже ниже обязательств, установленных договором о вступлении России в ВТО, в некоторых случаях они и вовсе обнулены.

"Это существенно снизило защиту отечественных авиапроизводителей и негативно сказалось на поступлении в бюджет таможенных пошлин и налогов", - говорится в письме.

В подтверждение депутат привел данные Счетной палаты РФ, согласно которым только за период с 2012 г. по первое полугодие 2014 г. перевозчики ввезли в РФ по лизингу через оффшоры 230 самолетов, что фактически уничтожило нишу, которую должен был занять "Сухой Суперджет". Подобная тенденция складывается и со среднемагистральным самолетом МС-21. В связи с этим парламентарий считает необходимым пересмотреть решения в отношении ввозных таможенных пошлин на иностранную авиатехнику.

Россия потеряла титул великой самолетной державы в 1990-х годах. Бывший заместитель председателя правительства Егор Гайдар задал курс на ликвидацию отечественного авиастроения, линию продолжил бывший министр промышленности Виктор Христенко, свернувший производство отечественных Ил-96. Постепенно вся гражданская авиация стала зависеть от Airbus и Boeing. Из-за этого у российских авиакомпаний нет иного выхода, нежели закупать суда за рубежом, тем более, что для этого "созданы все условия".

Необходимость обновления парка судов для некоторых перевозчиков уже вылилась в серьезные проблемы. Так, "ЮТэйр" в течение нескольких последних лет заключил контракт на 20 самолетов Airbus A321 с поставкой в 2013-2016 гг., ранее в 2011 г. был заключен контракт на 20 самолетов ATR 72-500. По программе обновления на протяжении 2014 г. в парк должны были поступить 22 новых самолета, среди которых 8 самолетов Airbus 321, 8 Boeing 737, также шесть российских Sukhoi Superjet 100. Парк гражданских судов северной авиакомпании, как и большинства других, состоит в основном из иностранных судов. Компания рассчитывалась за суда заемными средствами, стоимость кредитов возросла в период ужесточения санкций, и компания столкнулась с финансовыми проблемами. Компания уже пересмотрела сроки поставок судов Boeing и Airbus.

Гутенев отмечает, что до политического обострения авиакомпании закупали суда у корпораций Boeing и Airbus в примерном соотношении 50 на 50. Но в настоящее время Европа демонстрирует полную зависимость от политики США и осуществляет недружественные санкционные шаги на поставку материалов и оборудования России. Чтобы обезопасить себя, необходимо стать крупным торговым партнером США, поставив, таким образом, американские компании в зависимость от сотрудничества с Россией. В отрасли авиастроения это можно сделать несколькими способами.

совместное предприятие корпорации boeing и корпорации всмпо-ависма|Фото: Накануне.ru

Первое – повысить долю приобретения пассажирских гражданских судов, производимых корпорацией Boeing, второе – повысить интеграцию за счет увеличения поставок титана корпорацией ВСМПО-Ависма. "Повышение интеграции с американской компанией сделает менее вероятным применение санкций в этом сегменте", - считает Владимир Гутенев.

О необходимости развивать собственное авиастроение в сообщении депутата не упоминается.

Напомним, что на Урале работает СП компании Boeing и ВСМПО-Ависма - Ural Boeing Manufacturing, предприятие занимается российско-американскими проектами в области разработки новых титановых технологий. В июле 2014 г. контракт на поставку салдинского титанового проката американскому авиастроителю был продлен до 2022 г., титан необходим американцам для обшивки фюзеляжей авиалайнеров. Между тем, ВСМПО-Ависма – крупнейший в мире производитель титана – является филиалом корпорации "Ростех", гендиректор которой Сергей Чемезов находится в санкционном списке.

Дмитрий Архипов, по материалам сайта Накануне РУ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
10:56 15.01.15