Контейнерные перевозки через Каспий возрастут с 2025 г.
В 2025 году коридор Север - Юг через Каспийский регион вступит в новую эру контейнерных перевозок. С введением в эксплуатацию четырёх специализированных судов ожидается значительное увеличение грузопотока, которое не только разгрузит Транссиб, но и позволит экономить до 54% по сравнению с традиционными маршрутами через Дальний Восток. Налаженные перевозки из портов Ростовской и Астраханской областей в иранскую гавань Бендер-Аббас откроют новые горизонты для международной торговли.Системные контейнерные перевозки по коридору «река - море» начнутся с весны 2025 года. Данный маршрут станет ключевым для перенаправления грузов, не укладывающихся в график грузоперевозок через железнодорожные пути на востоке. Новый путь представляет альтернативу морской навигации через Суэцкий канал, срок доставки грузов в этом направлении сократится в полтора раза.
С целью создания мощного флота, обеспечивающего эффективную и быструю пересылку грузов, существенное внимание уделяется строительству специализированных судов класса «Волго-Дон макс», предназначенных для максимальной загрузки на внутренних водах и на открытом море.
Судостроительный завод в Астраханской области в 2025 году планирует спуск на воду четырех новых контейнеровозов, которые не имеют аналогов в России и станут основой современного грузового флота. Эти суда способны принимать на борт до 429 TEU на реке и 531 TEU на море, что значительно увеличивает их грузоподъемность и оперативность.
Одновременное строительство четырёх контейнеровозов демонстрирует высокую запланированную производственную мощность и технологическую мощь отечественного судостроения.
Важными аспектами данного коридора являются связи с Китаем через Иран и Индийский океан, что открывает новые горизонты для мультимодальных поставок в Россию, особенно из стран Персидского залива и Индии.
Традиционная доставка контейнеров из Индии в Россию через Суэцкий канал занимает 30-45 дней. Однако, использование коридора Север - Юг значительно ускоряет процесс - время доставки сокращается до 18-30 дней, что открывает новые возможности для бизнеса и углубляет торговые связи между регионами.
Развитие транспортной инфраструктуры в России, особенно в прикаспийских регионах, открывает новые горизонты для экономики страны. В рамках модернизации транспортно-логистической сети уже осуществляется дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала, что позволит увеличению судоходства и объемов грузоперевозок. Свияжский логистический центр в Татарстане стал важной точкой, соединяющей различные виды транспорта, обеспечивая быстроту и эффективность доставки товаров.
Особое внимание также уделяется модернизации портовой инфраструктуры в Ростове-на-Дону, что создает благоприятные условия для обработки грузов. Астраханская область, ключевой игрок на этом направлении, активно расширяет сеть грузовых терминалов, делая акцент на обработку скоропортящихся товаров, что особенно важно на фоне роста агроэкспорта.
Планы по реконструкции гидроузлов на Волге и Дону, углублению русел рек, продиктованы необходимостью создания надежной и безопасной навигации. Не менее значительным является отсутствие ограничений на перевозку определенной группы санкционных грузов, что открывает новые возможности для бизнеса и инвестиций в регион.
«С таким подходом Каспийский транспортный коридор имеет все шансы стать важнейшим логистическим узлом на международной арене. Это стратегически важный элемент в развитии международного транспортного коридора Север - Юг, обеспечивающий быстрое и эффективное соединение России со странами Южной Азии. Благодаря своей уникальной географической позиции, способен сократить время транспортировки грузов на 10−50%, что делает его особенно привлекательным для бизнес-сообщества», - комментирует доцент Ставропольского филиала Президентской академии Ася Ионова.