Совершенствование транспортной доступности
Транспортная доступность — ключевой аспект успешного развития городов и регионов, обеспечивающий экономический рост. Эффективность логистики в перемещении пассажиропотоков, товаров, услуг, безусловно, стимулирует инвестиции, увеличивает конкурентоспособность территории, создает условия для роста туристической привлекательности каждого субъекта Российской Федерации в отдельности и страны в целом. Транспортная доступность — не просто удобство передвижения. Оказывая существенное влияние на экономику, экологию, социальную сферу, она становится одним из ключевых условий гармоничного развития общества. В формировании транспортной системы России крайне важно учитывать нюансы внутригосударственной структуры, географические особенности регионов, специфику экономических связей и еще много-много позиций, без учета которых достижение цели создания транспортной системы, обеспечивающей оптимальную транспортную доступность невозможно.
Именно поэтому государственная стратегия транспортного развития предусматривает масштабные финансовые и организационные меры. Нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры» – один из наиболее грандиозных программных документов, позволивший за шесть лет построить в стране более семисот объектов транспортной инфраструктуры, охватить основные направления. Здесь и скоростные автомагистрали, и железные дороги, воздушные и морские порты, развитие инфраструктуры Севморпути.
Следует помнить, что работа ведется в условиях беспрецедентного санкционного давления, предопределившего изменение вектора развития с западного на восточное направление. С учетом этого обстоятельства очевиден восточный акцент в модернизации Восточного полигона, позволяющей вдвое увеличить провозную способность БАМа и Транссиба. За счет значительного увеличения пропускной способности магистралей, ведущих к Азово-Черноморским портам и активного инфраструктурного развития Северного морского пути и транспортного коридора «Север-Юг» удалось существенно поддержать экспорт.
В целом, охват грандиозный! Оценивая успехи с использованием критерия много или мало, скажем, конечно, все относительно, но то, что наши дороги становятся безопаснее и комфортнее, бизнесу становится проще выстраивать логистические цепочки грузоперевозок, - абсолютно очевидно. На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Президент отметил успехи в укреплении прямого авиасообщения. Модернизация аэропортов и развитие маршрутной сети позволили поднять долю авиарейсов, соединяющих крупные российские города напрямую, минуя Москву, до пятидесяти процентов. Со слов директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игоря Смирнова в рамках мероприятий нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» ставились задачи: увеличить пропускную и провозную способности магистральной инфраструктуры; повысить транспортно-логистическую эффективность; поднять транзитный потенциал. Решив эти задачи, мы гарантированно получим рост экономики, увеличим бюджетные доходы всех уровней и, что самое главное, сможем улучшить качество жизни.
Транспортная доступность в Ставропольском крае играет ключевую роль в социально-экономическом развитии региона. Расположенный на стыке важнейших транспортных коридоров, край обеспечивает связность с соседними субъектами и масштабами страны. Разветвленная сеть автодорог, включая федеральные трассы, активно способствует железнодорожному и автобусному сообщениям. В последние годы значительные инвестиции краевые власти направляли на модернизацию инфраструктуры, что позволило улучшить качество путей и снизить время в пути для пассажиров и грузов.
Ставропольский край, обладая уникальным географическим положением и богатым природным потенциалом, активно работает над развитием транспортной инфраструктуры. В последнее время значительное внимание уделяется созданию качественных и доступных дорог, что является приоритетом для местных властей. Финансирование этих программ осуществляется за счет бюджетных средств, но также привлекаются и внебюджетные источники.
В 2024 году в Ставропольском крае на транспортную доступность выделено 10,7 миллиарда рублей. Из них: на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения — более 1,3 миллиарда рублей; на строительство и реконструкцию местных автомобильных дорог — свыше 2,4 миллиарда рублей; на капитальный ремонт и ремонт местных автомобильных дорог общей протяжённостью 490 километров в 33 муниципальных образованиях — почти 7 миллиардов рублей.
Также в рамках госпрограммы края «Развитие транспортной системы» планируется направить 11,4 миллиарда рублей в муниципальные образования края для приведения в нормативное состояние более 490 километров дорог местного значения.
Проблемы есть, как на уровне регионов, так и в целом, в масштабах страны. Они носят комплексный и многогранный характер. Например, учет географических особенностей (рельеф, климатические условия, плотность застройки и т.д.) каждого региона большой страны значительно усложняет проектирование транспортной инфраструктуры. Существуют проблемы в части взаимоучета интересов государственных органов, частного сектора, местных жителей. У каждого из них свои приоритеты и ожидания, которые нужно привести к общему знаменателю, соблюсти социальные и правовые нормы. Не менее важным аспектом выступает экологическая безопасность. Иными словами, проекты должны предусматривать меры нейтрализации вреда окружающей среде, включая защиту охраняемых природных зон и минимизацию загрязняющего воздействия. Часто ключевую роль играют финансовые ограничения. Проекты крупные и они требуют значительного финансирования. Недостаток средств тормозит реализацию необходимых изменений. Разработка эффективных технологичных решений предполагает внедрение в инфраструктуру умных транспортных систем, что требует дополнительных затрат.
«Да, нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры» в этом году завершается. Но ему на смену готов другой, не менее масштабный. В новом году будет запущен новый проект «Эффективная транспортная система». Уже из названий можно делать вывод, что государственная стратегия и тактика, - суть цели и задачи в транспортной сфере переводятся на новый, более высокий в качественном отношении уровень», - считает эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко.