Производители возвращаются к «чистому» весу продуктов на полках
Производители пищевых продуктов в России все реже используют уменьшение объема упаковки как способ поддержания прежних цен. В некоторых случаях наблюдается даже противоположная тенденция - упаковка становится более объемной. Несмотря на продолжающееся воздействие инфляции, компании начинают предлагать «полноценные» объемы и массы как конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто прибегает к манипуляциям с весом. Хотя практика сокращения веса или объема упаковки (шринкфляция) все еще существует на рынке, ее распространенность постепенно снижается. Если в третьем квартале 2023 года этот показатель составлял 3,5%, то на следующий год он упал ниже 2%. Особенно активно этот прием используется в сегментах бакалейных товаров и хлебобулочной продукции.В сегменте молочной продукции и корма для домашних животных наблюдается прекращение тенденции к уменьшению объемов упаковок; упаковки по 970 или 930 мл перестали появляться. Шринкфляция по-прежнему служит одним из способов стимулирования продаж, так как потребители ориентируются на цену за упаковку, а не на ее вес или объем.
Тем не менее, это не говорит о том, что такая стратегия универсальна для всех товаров, поскольку цена - не единственный фактор, влияющий на выбор покупателей. В некоторых категориях, наоборот, начали появляться товары с упаковками большего объема, чем обычно.
Крупные ритейлеры предлагают разнообразие товаров в различных упаковках и весах, учитывая потребности покупателей. На протяжении нескольких лет наблюдается рост интереса к продуктам в больших упаковках как в сегменте продовольственных, так и непродовольственных товаров, что свидетельствует о стремлении потребителей сэкономить. Важную роль в этом сыграло развитие онлайн-торговли с возможностью доставки на дом - теперь тяжелые упаковки не нужно переносить самостоятельно. Производители быстро реагируют на такие тенденции: в 2024 году средний объем упаковок для товаров, таких как кондиционеры для белья, чистящие средства, шампуни, бальзамы для волос и гели для душа, увеличился на 35%. В текущем году тенденция на экономию продолжит набирать популярность.
«Тренд на шринкфляцию, хотя и продолжает существовать, теряет свою актуальность. Это говорит о том, что потребители становятся более чувствительными к качеству и количеству покупаемых товаров», - комментирует доцент Ставропольского филиала Президентской академии Ася Ионова.