Реструктуризация долгов иностранных государств проведена в России
За последние 25 лет Россия оказала помощь в реструктуризации долгов 22 государств на сумму почти 30 миллиардов долларов, как сообщил министр финансов Антон Силуанов на панельной дискуссии в рамках конференции для развивающихся экономик, проходящей в Саудовской Аравии. В этот период Россия активно занималась пересмотром своих финансовых обязательств, что было отмечено на мероприятии.
Государства, которые уже прошли реструктуризацию, снова нуждаются в поддержке для выполнения своих долговых обязательств. Основной причиной таких сложностей остается необходимость ведения ответственной бюджетной политики. В современных условиях эта проблема дополнительно усугубляется внешними факторами, включая рост процентных ставок, торговые ограничения и трудности с поставками продовольствия и энергии.
В нынешних условиях многостороннее сотрудничество и совместные усилия международного сообщества для помощи странам с долговыми проблемами становятся особенно важными. Россия готова продолжать свою конструктивную роль в решении указанной проблемы, предлагая гибкие условия для реструктуризации долгов и предоставляя техническую поддержку в разработке эффективных стратегий управления государственным долгом.
В декабре 2023 года правительство России разрешило выдачу государственных кредитов иностранным государствам независимо от их рейтингов в международных финансовых организациях. Ранее кредиты предоставлялись лишь странам, которые находились не ниже пятой группы кредитного риска по классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Международный валютный фонд прогнозирует, что общий объем государственного долга всех стран по итогам 2024 года превысит 100 трлн долларов, что составит 93% от мирового валового внутреннего продукта. Ожидается, что к 2030 году глобальный государственный долг вырастет до 100% ВВП.
Согласно прогнозам МВФ, в примерно двух третях стран госдолг либо сократится, либо стабилизируется. В то же время ожидается рост долга в США, Великобритании, Бразилии, Франции, Италии и ЮАР.
Российский опыт реструктуризации долгов, накопленный за последние десятилетия, позволяет учитывать специфику каждой конкретной страны и находить оптимальные решения, отвечающие интересам как кредиторов, так и должников. При этом, по словам министра, ключевым фактором успешной реструктуризации является реализация странами-должниками структурных реформ, направленных на повышение устойчивости экономики и улучшение инвестиционного климата.
Необходимо создание более справедливой и устойчивой международной финансовой системы, которая учитывала бы интересы развивающихся стран и обеспечивала им доступ к финансированию на приемлемых условиях. Следует расширить использование национальных валют во взаимных расчетах и снижению зависимости от доллара США, что позволит снизить уязвимость развивающихся стран к внешним шокам.
«Россия видит свою роль в содействии международным усилиям по урегулированию долговых проблем, при этом подчеркивая важность индивидуального подхода к каждой стране. Это подразумевает учёт специфики экономического положения, структуры долга и перспектив развития государства-заемщика. Предлагаемые условия реструктуризации должны быть не только гибкими, но и стимулировать ответственное управление финансами и привлечение инвестиций.
Принятое решение о снятии ограничений на предоставление государственных кредитов, основанных на рейтингах ОЭСР, свидетельствует о готовности России расширить географию своей поддержки и учитывать геополитические реалии. Это позволяет оказывать помощь тем странам, которые нуждаются в ней, но не всегда соответствуют формальным критериям международных организаций», - комментирует доцент Ставропольского филиала Президентской академии Шмыгалева Полина.