Обучение детей мигрантов: вызов российской образовательной системе

Одним из направлений развития образовательной системы Российской Федерации является адаптация детей трудовых мигрантов к русской образовательной среде и разработка подходов к их обучению, сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ.

Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Администрацией Президента Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека к 01 июля 2024 года подготовить и представить предложения по социальной, культурной и языковой адаптации детей мигрантов для обучения в образовательных организациях. Соответствующее распоряжение включено в Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, размещенного на сайте Кремля.

Комментарий эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Инны Карповой: «Проблема с обучением детей трудовых мигрантов действительно существует. Это сегодня настоящий вызов нашей образовательной системе. В первую очередь речь об общем (начальном, основном, среднем) образовании.

Дети мигрантов представляют собой неоднородную социальную группу, различающуюся по социально-экономическому положению семьи, уровню образования, миграционному статусу и другим социо-демографическим показателям. У них разный уровень мотивации и готовности адаптироваться в новых условиях. Учитывая нагрузку школьных учителей, это ещё одна дополнительная задача, которую они должны решать и решают, несмотря на отсутствие рабочих инструментов, например, таких как образовательные программы для обучения таких детей. Говоря про школы, то здесь нередки случаи, когда из-за коммуникативно недостаточного уровня владения русским языком или полного его незнания у таких детей, освоение учебного материала всего класса замедляется, что снижает качество обучение русскоязычных учеников. Президент правильно поставил задачу – детей трудовых мигрантов нужно обучать, но это не должно приводить к ухудшению условий обучения русскоговорящих учеников. Вопрос социальной, культурной и языковой адаптации, на мой взгляд, должен решаться в контексте миграционной политики государства. Адаптация это всё же двусторонний процесс взаимодействия. И мигранты, приезжающие со своими семьями, изначально должны быть готовы адаптироваться к социокультурной и языковой среде принимающей страны. А государство, со своей стороны, готово создавать для этого условия».
14:48 05.02.24