День поиска сказок: мир чудес



«И ошалев от людской неблагодарности, от подлости человеческой и предательства знати чванливой, бежал стремглав несчастный кот из дворца, а слезы обиды на кичливого принца, вчерашнего нищего, капали ему прямо на исколотые колючками лапы, на которых отроду не было никаких сапог.
А в тот самый вечер мимо крепостной стены, с которой спрыгнул жалобно мяукающий кот, брели с рынка две старушки. И спросила одна: «А что же этот котик весь такой мокрый? Дождя уже неделю как не было… Может его злой человек из ведра окатил?» И тогда с тяжким вздохом ответила ей вторая старушка: «Это он такой мокрый от горьких слез!»
Джамбаттиста Базиле. «Кот-бродяга или вечный скиталец» («Гатино вагабонто»).
Накануне самого необычайного и загадочного праздника в России – 21 сентября, выпадающего на день осеннего равноденствия, и при этом еще совпадающего Международным днем мира, с Днем русского единения, все дети и подростки нашей страны вспоминают своих любимых персонажей и самые яркие сюжеты старинных народных сказаний и былин.
Этот поистине знаменательный день – День поиска сказок – не только возвращает нас в мир чудес, волшебства и фантазии, но и дает возможность приобщиться к историческим истокам древнего фольклора, окунуться в океан эстетического вдохновения и узнать подробности зарождения самых ранних сказочных сюжетов.
День поиска сказок именуется так вовсе не случайно, поскольку в бескрайнем океане волшебных историй уже три тысячи лет существуют так называемые «бродячие сюжеты» и типичные персонажи архаичных сказаний. С античных мифов и великих поэм слепого старца Гомера до литературных реминисценций позднего Возрождения общие мотивы и сюжетные коллизии фольклорных сказок пронизывали творчество наиболее выдающихся поэтов и писателей.
И самый ранний, причем наиболее полный и тщательно обработанный в едином поэтическом стиле итальянского барокко, альманах фольклорных сказок средневековой Европы был составлен неаполитанским поэтом и бродячим проповедником конца XVI-го века Джамбаттиста Базиле. Нищий мажордом и палатинский граф без жилья и имущества, уникальный по стилю сказочник эпохи Возрождения – «Гранде нарраторе иль тардо Ринасчименто» Джамбаттиста Базиле – создал бессмертный «Пентамерон» или альманах «Сказка сказок», изданный уже спустя пару лет после смерти странствующего поэта.
«Невероятное количество литературных реминисценций и сюжетных подражаний досталось на долю печальной до трагичности сказки «Сирена Ундина» Джамбаттиста Базиле, ставшей затем хрестоматийной «Русалочкой» не только у Ганса Христиана Андерсена, но и чудным поэтическим образом в знаменитых поэмах Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова.
Циничный персонаж ловкой интриганки Лукрезуции в сказке Базиле «Кошка-Золушка» («Гатто Ценерентолла»), ставшей вполне милым и даже лирическим образом в обработке Шарля Перро, а также символом несчастной бесприданницы у братьев Гримм – яркий пример тех самых «бродячих сюжетов», идущих из древней Персии в античную Грецию, а затем далее по всем странам Европы.
Но многие самые трагические и в то же время абсолютно реалистичные сюжеты Джамбаттиста Базиле еще крайне мало известны широкому читателю даже в наши дни. Горделивая королева Долины туманов из сказки «Волшебная лань» («Ла сервиа магика») до дрожи ревностно опекает своего единственного и ненаглядного сыночка-принца, как будущего наследника трона. Но тут же величественная королева каждодневно унижает и прилюдно оскорбляет его брата-близнеца, потому что тот – всего лишь презренный «бастардо», незаконнорожденный кухаркин сын.
Отупевший от царственной скуки и неизбывной лени король Диких гор втайне растит огромную блоху в собственной спальне, позабыв не только про государственные дела, но и про свою родную дочь, изрядно засидевшуюся в девках. Сказка Джамбаттиста Базиле «Блоха» (в более точном смысловом переводе «Кома уно пульче» – «Уподобившиеся блохам») предельно ярко и правдиво изображает чванливую неаполитанскую знать, кои годами скачут по своим королевских покоям, подобно мелким блохам, но толку от них меньше чем от блохи кусачей.
И конечно же, вышибает горькую слезу отчаяния незаконченная сказка Джамбаттиста Базиле о добром и сострадательном бродячем коте, у которого никогда не было ни только сапог, но даже домашних тапочек, потому что не было у котика ни дома, ни приюта. И сжалившись над бездомным нищебродом без гроша в кармане, кот своей ловкостью и обаянием сумел провести того в королевский дворец и женить на принцессе. Но новоявленный принц, коему стараниями кота повезло выскочить «из грязи в князи», поспешил избавиться от надоедливого мурлыки, потому что котик слишком часто напоминает ему о том, кем в действительности был ранее новоиспеченный принц», – поведал профессор Ставропольского филиала Президентской академии Александр Агамов.



10:41 19.09.24