Активизируя социальную интеграцию молодёжи с ОВЗ


В числе приоритетных направлений государственной политики современной России традиционно присутствует забота о людях с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистических подсчётов, только молодых инвалидов в стране насчитывается около полумиллиона человек – достаточно внушительная цифра, которая, тем не менее, также важна, если учитывать фактор старения трудоспособного населения и неизбежное в этой связи «сжатие» рынка труда. Между тем, многие из людей с инклюзивными особенностями способны приносить пользу при грамотно организованном подходе к их образованию и обучению.
Пока же на данном направлении явно остаются незадействованными многие ресурсы. Известно, что на текущий момент студенческая молодёжь составляет более 4-х миллионов человек и среди них менее 40 тысяч приходится на обучающихся с инвалидностью. Дабы восполнить образовавшиеся «пробелы» в социальной политике, Министерство науки и высшего образования РФ в 2024 г. запустило пилотный проект по формированию маршрута для детей и молодёжи с ОВЗ с целью получения ими высшего образования и последующего трудоустройства. Данное начинание предполагает работу по четырём основным векторам, связанным с обучением, социализацией, профориентацией и помощью при вхождении в профессию.
Главный приоритет замысла видится в том, чтобы добиться наиболее плавной, или, как указывают специалисты, «безболезненной» адаптации детей и молодёжи с инвалидностью к различным уровням образования, от дошкольного до вузовского с последующей перспективой найти работу. Среди пилотных площадок, выбранных в различных частях страны, оказался и Ставропольский край, где с сентября 2024 г. стартовали мероприятия проекта. Итогом первоначальных усилий стало формирование краевой рабочей группы и дорожной карты по модели «бесшовного» движения ребёнка с инвалидностью и ОВЗ по образовательной траектории от дошкольного учреждения до среднего и высшего учебного заведения и планируемого работодателя.
«Согласно планов разработчиков, пилотный проект должен завершиться на региональных площадках к 2026 г. после чего выработанные методики и алгоритмы лягут в основу аналогичного опыта во всех остальных субъектах РФ», – подчеркнул доцент Ставропольского филиала Президентской академии Владимир Колесников.

14:13 13.11.24