Борьба в правовом поле
Реализация международных проектов с российским участием в условиях действия незаконных санкционных ограничений практически приостановлена. Однако это обстоятельство, очевидно, затрагивает все стороны, вовлеченные в проект, и не снимает ответственность с участников, разрывающих сотрудничество в одностороннем порядке. Одним из примеров разрушения структуры проекта вследствие отказа от сотрудничества с российской стороной, является проект строительства АЭС «Ханхикиви-1», участником которого выступало АО «Атомэнергопром», входящее в Госкорпорацию «Росатом».Проект на момент одностороннего расторжения контракта финской стороной уже получил разрешительные документы от правительства Финляндии, проектная документация и подготовительные работы на строительной площадке имели высокую степень готовности.
В настоящее время исковые требования АО «Атомэнергопром» к финской компании Fennovoima Oy составляют около 3 млрд. евро. При этом ранее Международный совет по разрешению споров (Dispute Review Board, DRB) отказал финской стороне в предъявлении встречных финансовых претензий «Росатому» в связи с проектом АЭС «Ханхикиви-1».
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ эксперт кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Иван Ильин, ситуация с данным проектом демонстрирует высокий уровень взаимосвязи экономических интересов участников проекта, которые не могут быть реализованы в одностороннем порядке, и не могут быть произвольно отменены. В настоящее время продолжает действовать соглашение между Россией и Финляндией о защите иностранных инвестиций, что дает основания надеяться на возмещение понесенных российской стороной убытков.