Кадровый голод в IT: пути решения проблемы
Согласно данным Минцифры, в 2024 году в России дефицит кадров в сфере информационных технологий оценивается примерно в 500-700 тысяч человек. И это несмотря на то, что спрос на IT-образование только растет, а число желающих пройти курсы по программированию постоянно увеличивается.Из предварительной редакции федерального проекта «Кадры для цифровой трансформации», являющегося частью еще более масштабного проекта «Экономика данных», следует, что к 2030-му году 777 тысяч российских школьников и студентов должны получить востребованные IT-отраслью навыки и компетенции в области информационных технологий и искусственного интеллекта (ИИ).
На обучение будущих IT-специалистов в 2025–2030 годах и решение других кадровых вопросов отрасли проект предусматривает 41,93 млрд рублей. 41,3 млрд из них планируется выделить из федерального бюджета, еще 630 млн – привлечь из внебюджетных источников, говорится в документе.
По расчетам авторов проекта, количество школьников 8–11 классов и учащихся по программам среднего профессионального образования, «получивших навыки в области программирования, робототехники и искусственного интеллекта», к 2030-му году должно составить 400 тысяч. На их обучение планируется выделить 28 млрд рублей, а на образование 377 тысяч студентов по программам высшего образования для топ-специалистов в сфере информационных технологий – 13,3 млрд рублей.
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, по мнению преподавателя кафедры математики и информационных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Крюковой Ольги, при наличии у IT-компаний претензий к выпускникам вузов и к существующим образовательным программам, рынком труда, бизнесом и государством сформирован запрос на привлечение IT-компаний к активному участию в учебном процессе.
Так в июне 2024 года глава Минцифры Максут Шадаев сообщил, что планирует вводить требования по участию IT-компаний в обучении студентов профильных специальностей в вузах. Это участие принципиально важно в контексте воплощения целей национального развития, связанных с обеспечением технологического суверенитета. По мнению Минцифры, такая обязанность должна повысить качество обучения и обеспечить «кадровый суверенитет», а значит и снизить кадровый голод на рынке IT-специалистов.