Рекомендации гост на винные карты как направление популяризации российских вин
С апреля 2025 года вступит в силу национальный стандарт ГОСТ Р «Услуги общественного питания. Рекомендации по разработке, оформлению и содержанию винных карт». Соблюдение российскими производителями вина, участниками данного рынка, а также организациями общественного питания предлагаемых рекомендаций ГОСТ будет способствовать росту уровня знаний потребителей о продукции отечественных производителей, а также будет обеспечивать их популяризацию на рынке. Кроме того, в разработке данного ГОСТа непосредственное участие приняли представители Федерации рестораторов и отельеров России, Ассоциации виноградарей и виноделов России, а также различные специалисты винодельческой отрасли и рынка вина. Стоит также указать, что ГОСТ впервые детально описывает лучшие апробированные практики по оформлению винных карт на предприятиях питания, что было утверждено приказом Росстандарта, где делаются рекомендации для ресторанов, кафе, баров по составлению винных карт, в том числе по размещению российской продукции в начале списка и её сопровождению специальными пометками, при одновременном соблюдении рекомендаций о доле отечественной винодельческой продукции в винной карте на уровне 20 процентов.Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Вступление в силу ГОСТ выступает весомым шагом для позиционирования российской винной продукции как заслуживающей внимания альтернативы винам из других стран мира, при этом выполнение предлагаемых рекомендательных мер и инициатив, заложенных в ГОСТе, будет способствовать созданию более адаптированной и удобной навигации в винных картах, что в свою очередь позволит эффективно вести процесс знакомства конечных потребителей с винной продукцией отечественного производства, а также осуществлять развитие винной культуры в России.
Необходимо понимать, что с одной стороны, ГОСТ станет дополнительным инструментом привлечения ресторанной отрасли к продвижению российских вин, при том, что организации данного сегмента и в целом HoReCa необходимо заинтересовать и стимулировать к публикации отечественной продукции на первых страницах винных карт, одновременно напоминая потребителям о высоком уровне российского виноделия, с другой стороны - более серьезное влияние на ресторанную и торговую отрасли ожидается после принятия и вступления в силу закона, в котором на первом этапе должна быть зафиксирована доля 20 % от общего числа наименований на полке торговой сети и в ресторанной винной карте.
Нужно также отметить, что в 2024 году в России наблюдался рост производства винодельческой продукции, так, только с января по ноябрь было выпущено 60 млн декалитров, что на 14,5 % выше уровня 2023 года, при этом выросли и объемы продаж, так за аналогичный период было реализовано 77,3 млн декалитров, что на 3 % больше показателя 2023 года. В целом представители отраслевого сообщества ожидают, что сложившаяся динамика будет сохраняться и в дальнейшем, в том числе этому будет способствовать введение ГОСТа на винные карты.
Как отмечает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Федотенкова Ольга, с учетом текущей экономической ситуации и глобальных трансформаций, вызовов, вступление в силу ГОСТа, позволит российским производителям не только расширить географию присутствия, но и занять более выгодные позиции относительно импортных вин на отечественном рынке. Также, именно благодаря таким инициативам и инструментам российским виноделам станет комфортнее поставлять свою продукцию в рестораны и кафе, и для них станет стимулом поддерживать высокий уровень качества выпускаемой винодельческой продукции.