Уйти, чтобы вернуться?

Как школьному учителю готовить к жизни новое поколение, которое будет работать в "умной" экономике 2030 года? Для этого ему надо переместиться в будущее, понять его, вернуться… и встать к классной доске с новыми знаниями. Вот так образно описали новые требования к современному учителю участники пленарной дискуссии "Профессиональный стандарт педагога — пути реализации", что состоялась в конце июня в нашем городе.

Задача профессионального диалога — не только понять, что представляют собой новые стандарты, но и найти механизмы их практического применения. Кроме того, как заметил директор областного департамента образования и науки Алексей Райдер, не менее важная задача — сориентировать вузы на соответствие подготовки студентов-педагогов предъявляемым требованиям.

Несмотря на то, что участники дискуссии высказали разные мнения, одно было очевидным: перед школой в целом — новый вызов.

Директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Сидорова считает, что в нынешней ситуации ответить на этот вызов профессиональное сообщество не может: условия, в которых работает учитель, — и без того "дуга высокого напряжения":

— Педагогам повысили зар-плату и тут же потребовали показать высокие результаты. А как это сделать за два года — мало кого волнует. Но мне кажется большой ошибкой думать, что с увеличением зарплаты может резко возрасти производительность труда. Все-таки гуманитарная сфера — не производственная, в ней по-другому разворачиваются процессы. Проанализируйте "дорожные карты" для учителя: они предлагают одновременно интенсифицировать его труд, оптимизировать сеть учреждений, увеличить количество детей на одного педагога и сократить число педработников! Я не совсем понимаю, в чем замысел государства? И как при такой интенсификации педагогического труда можно ожидать резкого повышения качества? Очевидно, что эти изменения связаны с большими рисками и опасностями для учителей.

А новые стандарты? Ирина Кенсориновна согласна: они продиктованы временем, современному учителю дается поручение подготовить поколение учеников, которые должны овладеть компетенциями новых профессий, нового века. Для этого педагогу нужно хорошо знать и понимать это будущее: "Я думаю, найдется мало учителей, которые хотя бы это осмысливают, еще меньше тех, кто владеет инструментами для реализации такого замысла". Более того, обычный учитель сегодня должен понять: вписывается он в эти новые стандарты или должен вылететь из школы, не обладая необходимыми навыками (знание языка, компьютерных технологий и т.д.). Это при том, что общество и государство только усиливают давление на него, требуя хорошего результата…

— Что делать? Поменять всех учителей на новых, молодых? Мы не можем себе этого позволить. Значит, нам остается в минимальное время обучить педагогов, изменить систему преподавания в школах. Это невероятно сложная задача, — резюмировала Ирина Сидорова.

Алексей Райдер поспешил добавить оптимизма, заверив: "Система образования нашего края сталкивалась с разными вызовами, и нам всегда хватало профессионализма, выдержки, чтобы последовательно и ответственно справляться с ними".

Разделяя в целом опасения коллеги, Ольга Ройтблат, ректор Тюменского областного института развития регионального образования (ТОГИРРО), народный учитель РФ, предложила взглянуть на новые профессиональные стандарты педагога как на новые для развития и повышения профессионализма учителя.

Риски действительно есть, считает Ольга Владимировна. Но связаны они с формальным подходом к реализации этих стандартов на местах:

— Главное, чтобы некоторые ретивые руководители не начали отсеивать кадры: не владеешь английским языком — до свидания, не умеешь работать как дефектолог, не владеешь информационными технологиями — уходи из школы. Важно избежать этого. Ведь в документах прописано, что стандарты внедряются постепенно, по мере готовности.

Поэтому у нас нет пессимистического настроения: ума, интеллекта, профессионализма нам, конечно, хватит, чтобы сверить свои собственные ориентиры с прописанными в документе стандартами. И вообще надо радоваться, что они наконец появились в нашей стране. Мы все хорошо понимаем: качество школы не может быть выше качества работающих в ней педагогов.

Ольга Владимировна обратила внимание: профессиональный стандарт — это не шаг к увеличению внешнего контроля, его цель — разгрузить педагога от несвойственных ему видов деятельности, избавить от бессмысленного тотального контроля, от мелочной регламентации, от огромного количества инструкций. Задача — расширить пространство учителя для педагогической деятельности:

— Мы должны превратить профстандарт в мощный ресурс профессионального роста. А это возможно, если учитель будет готов с ним сверяться.

Ректор ТОГИРРО напомнила, что в основе документа лежат современные представления о деятельности человека, о детстве, о необходимости для учителя знать психологию развития личности ребенка, учитывать его индивидуальные особенности… Для большинства учителей Тюменской области эти требования не являются чем-то совсем новым: система дополнительного образования и повышения квалификации в регионе уже много лет настроена на увеличение уровня компетентности педагога. В частности, создана персонифицированная модель повышения квалификации, ежегодно для педагогов подготовлено не менее 300 курсов и 500 модулей, тематика которых обновляется в зависимости от потребностей. Но практический эффект от переподготовки возможен, только если учитель займется этим не для чиновников, не для галочки, а для себя, для своих учеников и школы.

Словом, судьба профессионального стандарта педагога, уверена Ольга Ройтблат, зависит от того, в чьих руках (а точнее — мозгах) он находится.

Свои штрихи к дискуссии добавил Владимир Загвязинский, академик РАО, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ. Он попытался оценить ситуацию, не впадая в отчаяние и в то же время не испытывая лишних иллюзий.

— Мы живем в сложной ситуации. Освободить школу от опеки и контроля — это красивые слова. Но на деле сегодня все происходит наоборот: каждую неделю Министерство образования присылает инструкции и документы, часто противоречащие друг другу, ими просто засыпают школу. В этих документах все прекрасно прописано. А на деле — иная политика. Хотя справедливости ради надо отметить, что в Тюменской области образованию уделяется должное внимание: учителей обеспечивают жильем, повышают зарплату… Правда, критерии ее повышения лукавые: за хорошую зарплату учитель выполняет двойную нагрузку!

Так что педагог находится в неопределенной ситуации. А мне хочется, чтобы у каждого был свой взгляд, свое кредо, своя стратегия, которые помогают осуществить наши общие цели. Что главное? Не навреди детям! Чтобы любые стандарты, изменения были на пользу ребенку, родителям — они наши подлинные заказчики…

Свой рецепт внедрения новых профессиональных стандартов предложила директор школы №70, заслуженный учитель РФ Лидия Русакова:

— Учителю нужна среда, в которой он усвоит все нормы. И пусть только потом он знакомится с ними на бумаге. Все вместе усвоить невозможно, это за пределами человеческих возможностей.

Она привела показательный пример: первоклашка стал посещать уроки музыки, замечательно играл на фортепьяно… Но, увидев через три месяца ноты, искренне удивился: я играю то, что написано?! "Учитель — тот же ребенок, может, нужно сначала играть с ним, а потом показывать ноты?" — предполагает директор.

Поэтому задача руководителя — создавать условия для развития личности учителя, его культурного поля, как говорит Лидия Николаевна. Это важная задача, поскольку ученики наследуют культурное поле своего учителя: "Все мы — продолжение наших учителей". Поэтому директор школы — еще и классный руководитель 12 "У" класса, в котором учителя становятся учениками, участвуют в различных семинарах, проявляют свои таланты и увлечения. А директор все берет на заметку. Так в школе появляется свой яхт-клуб, центр "Камелот", которыми руководит учитель, увлеченный морем и туризмом. Другой педагог занимается садоводством, в школе ему отвели земельный участок, на котором вырос прекрасный сад… Иногда учителя объединяются в своих интересах, и тогда для ребят рождаются новые занимательные проекты…

Так школа, педагог и ученик обогащают друг друга, создавая тем самым условия для индивидуального роста. Впишутся ли в это пространство новые профессиональные стандарты — покажет время. Нынешний год станет пробным для их реализации.

Что главное? Не навреди детям! Чтобы любые стандарты, изменения были на пользу ребенку, родителям — они наши подлинные заказчики...

Любовь Егорова, по материалам
Парламентская газета Тюменские известия
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
00:44 09.07.14